Как разобраться в разных видах услуг: психологическое консультирование, психокоррекция, психотерапия, коучинг, тренинг, наставничество/менторство

На форумах и в личных сообщениях то и дело появляются вопросы о том, чем же всё-таки отличается психологическое консультирование от психотерапии, психотерапия от коучинга, коучинг от тренинга, тренинг от менторства/наставничества.
Так много всего и так легко запутаться.
Давайте попробуем разобраться.

  1. Психологическое консультирование (ПКон) — кратковременный процесс (от 1 до 12 сессий), беседа, построенная по определённым правилам и нацеленная на решение локальной проблемы клиента во внешнем мире.
    Пример: человек устроился на новую работу и на первых порах испытывает сложности в построении отношений с начальством и новым окружением.
    1-2 консультации с психологом вполне достаточно, чтобы получить необходимый инструментарий для решения данной локальной проблемы.Если же человек постоянно испытывает сложности во взаимоотношениях с окружающими, то здесь уместно и целесообразно рассмотреть психотерапию, речь о которой пойдёт в п.3.
    ***
  2. Психологическая коррекция (ПКор)этот термин существует только в России/СНГ и является промежуточным между психологическим консультированием и психотерапией.
    ПКор — это организованное воздействие на клиента/пациента с целью изменения его активности в соответствии с возрастной нормой психологического развития.
    Пример:
    А) У детей ПКор осуществляется в рамках возрастной и специальной психологии при тех или иных особенностях развития ребёнка.
    Б) У взрослых ПКор назначается, например, после перенесённого инсульта или иного заболевания, влекущего за собой изменение активности и функциональности человека.
    Психологическая коррекция относится к среднесрочным методам воздействия.
    ***
  3. Психотерапия (ПТ) — классически относится к длительным и глубинным процессам, включая работу как с сознанием, так и с бессознательным и направлена на решение внутренних и личностных проблем.
    Пример:
    Если тот же самый человек, который в п.1 (про консультирование) сталкивается с подобной сложностью каждый раз в каждом новом коллективе, и 1-2 сессии с психологом не дают ему желаемого результата, то мы можем говорить об уместности психотерапии в данном случае, с тем, чтобы «докопаться» до глубинных механизмов и причин невозможности построения продуктивных отношений, будь то в социуме или семье.
    Также психотерапия показала свою эффективность для решения психосоматических проблем, нормализации и стабилизации психо-эмоциональных состояний и пр.Как правило, клиент, пришедший в ПТ, уже много чего успел переделать со своей проблемой — разными способами пытался её решить, сходил к священнику, попробовал разные волшебные таблетки, и «созрел» для того, что возможно «пора что-то в консерватории подправить» (с), т.е. внутри себя;
    обладает высоким уровнем интеллекта и рефлексии, заинтересован в исцелении собственной личности, а также в достаточной степени мотивирован — выделяет время и бюджет на саморазвитие.
    ***
  4. Коучинг — (англ. Coaching — можно сопоставить с Co-achieving — со-достижение, со-действие) — партнерство по развитию между двумя людьми, в котором коуч помогает в максимальной реализации потенциала партнера для достижения наивысшего результата.
    Коучинг пришёл из спорта, и коуч исходит из девиза: «Если вы думаете, что препятствия и возможности вовне, а не внутри вас, то само это отношение и есть проблема».

    Коучинг = партнёрство по развитию.
    Коучинг предполагает отношения взрослый-взрослый и высокую степень ответственности партнёра/клиента.
    В процессе диалога коуч стимулирует клиента к более глубокому осознанию своих целей, ресурсов и ограничений для того, чтобы клиент сам научился искать и находить собственные уникальные способы решения конкретной задачи.
    Идеальный клиент для коучинга — хорошо «оттерапевтированный» ранее клиент ПТ.
    ***
  5. Тренинг (англ. training от trainобучать) — метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений, навыков и социальных установок.
    Тренинг – форма интерактивного, чаще группового обучения, целью которого является развитие компетентности межличностного и профессионального поведения.
    ***
  6. Наставничество, менторство — эффективный и популярный способ передачи профессиональных знаний и умений от более опытного предпринимателя или специалиста (ментора) менее опытному (протеже).

Надеюсь, эта статья поможет лучше разобраться и понять, что из всего вышеперечисленного необходимо именно Вам на данном этапе Вашей жизни.

Удачи!

Об авторе Юлия Орлова

- Психолог-консультант; Коуч; - Сертифицированный бизнес тренер; - Тренер Международного Университета Единства (Oneness Unversity, India) с 2010г.; - Мастер Рэйки
Запись опубликована в рубрике ИНТЕРЕСНОСТИ, СТАТЬИ. Добавьте в закладки постоянную ссылку.